Священномученик Михаил Жедяев

Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской

В «Мартирологе (списке) новомучеников пермских» указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян.

Основные этапы биографии М.С. Жедяева можно проследить по клировым ведомостям Вознесенской церкви села Кочебахтино Кунгурского уезда. Он родился в семье крестьянина 23 мая 1873 года. В двадцатитрёхлетнем возрасте окончил церковноприходскую школу. 19 июля 1909 года вступил на духовную стезю, был утверждён в должности псаломщика Ново-Усольской церкви Соликамского уезда. Спустя два месяца стал преподавать Закон Божий и пение в местной церковноприходской школе. 17 ноября 1909 года был рукоположен в диакона и в начале следующего года переведен к усольской Владимиро-Богородицкой церкви. Следующим местом жительства и службы Михаила Сергеевича Жедяева стало село Чернухинское Оханского уезда, куда он был определён в местный храм священником. Одновременно преподавал в Чернухинском земском училище и Фомичевской церковноприходской школе. 16 января 1911 года М.С. Жедяева рукоположили в сан иерея. В апреле 1912 года для Михаила Сергеевича началась служба на новом месте — в Голубятской церкви Пермского уезда. В местной церковно-приходской школе он был не только законоучителем, но и заведующим.

С конца 1913 года жизнь М.С. Жедяева оказалась связана с Кунгурской землёй. Сначала — служба в Спасо-Преображенской церкви села Сылвинское (в настоящее время село Каширино), педагогическая деятельность в Снегирёвской и Кочебахтинской школах. Через год перемещение на новое место — к строящемуся храму деревни Кочебахтино. В то время этот населённый пункт имел 63 двора с населением 294 человека. С 1884 года здесь существовала деревянная часовня. Кочебахтинские крестьяне, которые считались людьми зажиточными и предприимчивыми, в начале ХХ века решили возвести приходской храм. Уже в 1914 году были построены церковные дома для священника и псаломщика. Два года спустя завершилось сооружение деревянной Вознесенской церкви, настоятелем которой 20 июня 1916 года стал Михаил Сергеевич Жедяев. У него была большая семья. Вместе с женой, Марией Антоновной, он воспитывал шестерых детей.

Настоятелем Кочебахтинской церкви М.С. Жедяев прослужил до осени 1918 года. Летом 1918 года по Кунгурскому уезду прошла волна организации комитетов деревенской бедноты. Кочебахтино считалось самым саботажным местом в Рождественской волости. Поэтому агитатор, приехавший в село, своим выступлением о необходимости комбеда ничего не добился. На помощь ему пришёл М.С. Жедяев, который неожиданно для всех стал уговаривать мужиков объединиться для совместной деятельности. Так с помощью сельского священника в Кочебахтино был организован комбед. Через месяц Михаил Сергеевич Жедяев, «любимейший человек бедноты», стал уездным агитатором, вступил в партию большевиков. Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли. Тело было брошено в яму и зарыто. Спустя пять лет, в 1923 году, могила уже считалась никем не посещаемой. Что случилось с семьёй М.С. Жедяева, пока установить не удалось.

В годы советской власти Михаил Сергеевич Жедяев был одной из знаковых фигур местной истории. Первая публикация о нём, написанная членом Рождественского волисполкома И.М. Елтышевым, в 1923 году была помещена в журнале «Крот», который выпускало Кунгурское бюро комиссии по истории Октябрьской революции и Российской коммунистической партии.
Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли.

Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества
Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14

Красные позволили взять тело мученика и похоронить. Когда облачали тело, то увидели, что пальцы сложены для крестного знамения.

Правда, в базе данных «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» смерть отца Михаила описана несколько иначе:

Свято-Тихоновский богословский институт
Жидяев Михаил
священник
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1]
Служение
Пермская губ., Кунгурский у., с.Кочувахино
священник
Год окончания 1918
Кончина
1918
расстрел
Место Пермская губ., Кунгурский у., с.Кочувахино
Расстрелян за околицей села.

Просмотры (2323)

Перейти к верхней панели