История Крестного хода

 

         ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА
384c6a0b91d2
Давным-давно на левом берегу реки Бабки у отрогов Уральских гор появилось небольшое русское селение. Жили в нем крестьяне натуральным хозяйством, работали на земле от рассвета до заката и о чудесах не помышляли. Но однажды близ устья реки нашли они деревянную доску, на поверхности которой проступал святой лик Николая Чудотворца. Явленная икона была без следов краски и без оклада  – именно в таком виде  Николай Угодник попал в небольшую деревянную часовню.
Татары, населявшие эти земли, постоянно совершали набеги на русские поселения, сжигая целые села. При одном из таких набегов дотла сгорела и маленькая часовня. Огонь не тронул только икону святителя Николая. Она не только не сгорела, но даже не обуглилась и не потускнела. Церковный староста выхватил икону из пепла, вскочил на коня и помчался с ней прочь. Татары пустились в погоню за ним, и когда уже нагнали старосту, он в отчаянии обратил икону Святителя Николая лицом к наездникам. Татарская стрела угодила прямо в глаз святителя на иконе. И тотчас преследователи остановились, пораженные внезапной слепотой. Спаситель иконы привез ее в Спасский монастырь в Курашиме, а потом всю жизнь прославлял Бога и его угодника за чудесное избавление от неминуемой гибели.
Со временем неизвестная деревенька разрослась и обрела имя, став селом Кыласовом. В 1779 году здесь была построена каменная церковь в честь Николая Чудотворца. Ее убранство отличалось редким богатством: иконы имели серебряные и золоченые оклады, а малиновый звон девяти колоколов доносился даже до Кунгура.
В ХVIII – ХIХ веках в николаевской церкви села Кыласово служили три священника. Прихожан в ту пору было много, так как через все село проходил оживленный Сибирский тракт. Тысячи путников, кто проездом, а кто специально, спешили поклониться чудотворной иконе и вознести ей молитву.
Екатерина Гаряева, коренная жительница села Кыласово: «Приводили и калек, и больных, и слепых, детей приносили, приезжали даже из Смоленска и других городов. Тот, кто счастливо проехал по Сибирскому тракту, не был ограблен разбойниками, непременно молился здесь иконе, ведь Николай Чудотворец всегда был заступником путешествующих, и по сей день ему молятся и на море, и на суше, и в воздухе. В молитве святителю так и говорится: «Проповедует весь мир тебе, преблаженный Николае, скораго в бедах заступника, яко многажды во едином часе, по земли путешествующим и морю плавающим, предваряя, пособствуешь, купно всех от злых сохраняя, вопиющих к богу: Аллилуйя».

НАЧАЛО КРЕСТНЫХ ХОДОВ

Крестный ход Кыласово- Кунгур 2014 года
Жители Кунгура, у которых подобной иконы никогда не бывало, призадумались и  после Пугачевского бунта стали ходатайствовать о привношении иконы Николая Чудотворца для молебствий в их город. Это положило начало многолетней традиции Крестных ходов с чудотворной иконой из Кыласова в Кунгур.
Настоятель Николаевского храма села Кыласово священник Александр Караваев: «Эти Крестные ходы начались с ХVIII века, когда жители Кунгура просили священника Лаврентия, епископа Вятского, чтобы он разрешил эти Крестные ходы Кыласово – Кунгур. Это было в 1774 году».
Так началась история знаменитых Кыласовских Крестных ходов. Совершались они строго по четвергам в первый день Петрова поста. В специальном Указе преосвященного Лаврентия говорилось: «По городу носить, а в дома икону не заносить, разве что к сильно болящим».
До двадцати тысяч богомольцев каждый год сопровождали святыню во время Крестных ходов. И каждый из них тут же получал свежеиспеченный хлеб, пищу, иногда одежду, а так как Крестные ходы происходили летом, то в жару всех поили квасом. В селах, куда вносили икону, люди встречали ее на коленях – так чтили и уважали святителя Николая на Руси. Люди прикладывались к иконе, принимали окропление святой водой, крестили и кропили младенцев.

1935-1994 г.г

клуб
С приходом советской власти Николаевская церковь в полной мере разделила горькую участь большинства российских храмов. 1935 год стал самым страшным в истории русского православия: священников расстреливали, церкви взрывали и разрушали, церковную утварь продавали за рубеж. С кыласовской церкви сбросили колокола и отправили их на переплавку, с окладов старинных икон сняли позолоту, а сами иконы разрубили и сожгли. И вновь не тронул огонь преславный лик святителя Николая. Его образ попал в церковный сарай, где и пережил самые горькие для храма дни. Но случилось другое: прознав о том, что икона цела, сельский мужичок по имени Илья выкрал ее, чтобы угодник Божий принадлежал ему одному. Долго искали люди явленного святителя. Но не могли найти. Илья надежно замуровал икону между рамами в окне своего дома.
По истечении трех или четырех лет хозяина дома призвали на армейскую переподготовку, и в это время ему приснился сон, в котором он увидел святителя. Илья написал в родное село письмо с просьбой отдать эту икону церкви, которая осталась незакрытой, то есть действующей. Чудесное известие сразу же облетело всю округу, люди из окрестных сел большим крестным ходом отправились к дому, где была спрятана икона, и, стоя на коленях, просили хозяев отдать миру Николая Чудотворца. Так кыласовский святитель попал в действующую на тот момент Курашимскую церковь.
А кыласовский храм пустовал да середины ХХ века. В 60-х годах здесь обосновалась плуго-мелиоративная станция, потом  для бульдозеров и тракторов церковь служила гаражом и ремонтной мастерской. Картину дополнял дизельный двигатель, круглосуточно вырабатывающий электричество, который установили не где-нибудь, а в самом алтаре. Стены храма еще долго будут помнить запахи бензина и махорочного дыма и крепкую ругань «пролетариев».
Через некоторое время на смену мастерских пришел Дом культуры. Теперь в алтаре переодевались самодеятельные артисты, готовясь к выходу на сцену. На месте иконостаса висел большой бархатный занавес. Там, где раньше прихожане молились, устраивались танцы.
С произошедшей в 80-е годый перестройкой жители села начали мечтать о восстановлении храма и возвращении в него чудотворной иконы. С осуществлением этих планов надо было торопиться, так как соседи, кунгуряки, уже намекали, что, мол, надо привезти икону в Кунгур, раз Кыласово осталось без церкви.

НАШЕ ВРЕМЯ

S8303507
Преодолевая бюрократические барьеры, денежные проблемы, большие расстояния, верующие вырвали таки Николаевский храм из забвения и запустения. А потом пять долгих лет отмывали, штукатурили и красили его за свой счет. В отремонтированный, чистый, светлый, заново освященный храм высокочтимую икону святителя Николая внесли первой. И вот уже четырнадцать лет икона находится на своем месте, и в храм не зарастает «народная тропа».

S8303647
Настоятель Кыласовского храма священник Александр Караваев: «Я побывал во многих храмах и почему-то считаю, что именно у нас здесь наиболее чувствуется благодать Божья, рука святителя Николая и Божьей Матери. Сейчас перед нашим храмом стоит задача заполнить иконами весь иконостас, ведь он был разграблен, иконы уничтожены, их надо писать заново. А потом будем восстанавливать колокольню».

Пасха 2005

Таким образом, чудотворная икона в последнее десятилетие поистине обрела новую жизнь. Это касается и ее внешнего убранства: она не всегда была такой яркой и заметной. После возвращения в родную церковь ее реставрировали мастера из Екатеринбурга: расписали потемневший лик, изготовили новый оклад и украсили его стразами вместо натуральной бирюзы и других драгоценных камней, которыми икона сверкала до 1930-х годов.

В конце ХХ – начале ХХI веков к обновленной иконе Николая Чудотворца и ее истории интерес в обществе резко возрос. Возможно, годы ее отсутствия и забвения сыграли и некоторую положительную роль: люди стали больше ценить чудо, которое присутствует рядом, больше доверять ему. В век компьютеризации и информационных технологий человек как никогда нуждается в вере и духовном просветлении. И вновь в Кыласовскую церковь люди потянулись с молитвами и прошениями о чуде.image (1)
В 2007 году приехала в Кыласовскую церковь вся в слезах женщина, поделилась с отцом Александром своим горем:  супруг взял ссуду на покупку квартиры, а деньги в автобусе вытащили. Что делать? Долго молилась женщина перед иконой святителя Николая, просила его о помощи и о чуде. Святитель слышит просьбы каждого, кто искренен и чист в помыслах. Не прошло и двух недель, как женщина вновь появилась в Никольском храме – на этот раз с земным поклоном Николаю Чудотворцу: деньги нашлись, и не просто нашлись – их принесли домой и отдали хозяевам прямо в руки.


Чудом можно назвать и возвращение знаменитых Кыласовских Крестных ходов. Сегодня, как и много лет назад, в Крестном ходе участвуют все – от мала до велика. Из дальних регионов и соседних стран спешат верующие в Кыласово к четвергу первой недели Петрова поста. В надежде на лучшее преодолевают они под палящим солнцем десятки километров и не чувствуют усталости.


Нина Катаева, участница Крестного хода (Пермь): «Меня крестный ход укрепляет морально, укрепляет мою веру, дает духовные силы. И ждешь его каждое лето».
Владимир, участник Крестного хода (Ижевск): «Если говорить о каких-то мирских, материальных делах, то все просьбы удовлетворяются. Это касается не только материального. И по здоровью я тоже замечал улучшения, и не только я замечал, так оно и есть».
Вера, участница Крестного хода (Керчь): «Душа  ликует, радуется, когда иду за чудотворной иконой. Я счастлива, что пришла в этот Крестный ход, вообще, пришла к вере».
Александр, участник Крестного хода (Кунгур): «Очень бы хотелось, чтобы эта  традиция и дальше продолжалась, чтобы молодые от нашей православной веры – веры наших дедов и прадедов – не отворачивались».
Полгода Николай Чудотворец путешествует по храмам Кунгурского, Ординского, Березовского, Суксунского районов, возвращаясь в родную церковь только 4 ноября, в день иконы Казанской Божьей матери. Но где бы ни побывал святитель Николай, угодник Божий, везде будет утешение страждущим и сиротам, исцеление больным, покровительство торговле, земледелию, мореходству и сотворение удивительных чудес.
Екатерина Гаряева (Кыласово): «Исцеления, особенно на глаза, были и в последние годы».
Отец Александр, настоятель Кыласовского Николаевского храма: «Чудес вообще много, они происходят каждый день. То, что мы живем – это уже чудо».

Просмотры (750)

Перейти к верхней панели